Спутниковая океанология для детей

В рамках заключенного между СКБ САМИ ДВО РАН и Сахалинской областной универсальной научной библиотекой договора о сотрудничестве и Совместного плана мероприятий двух организаций на 2019 год, в библиотеке состоялась интересная встреча с детьми.

Первые дни весенних каникул 2019 года, начались для школьников интересной лекцией-презентацией «Введение в спутниковую океанологию», подготовленную и проведенную менеджером проектов развития СКБ САМИ ДВО РАН Михаилом Бизяевым.

Во время подготовки материала лекции-презентации, Михаил Бизяев связывался с одним из ведущих ученых ДВО РАН, главным научным сотрудником лаборатории спутниковой океанологии и лазерного зондирования Тихоокеанского океанологического института, д. ф.-м. н., профессором Леонидом Митником. – коллеги по Российской академии наук согласовали использование в материалах научно-просветительского мероприятия исторических фотографий первого океанологического спутника «Космос – 243».

Приборный контейнер с антеннами спутника “Космос243” перед установкой на ракету-носитель, сентябрь 1968г.

На лекцию-презентацию пришли учащиеся 8 – 10 классов из нескольких общеобразовательных учреждений города Южно-Сахалинска: Гимназия № 1, СОШ № 32, и СОШ № 8.

Михаил Бизяев провел свою лекцию-презентацию в интерактивном формате. Ребятам сначала показывалась «картинка», выслушивались их предположения об интерпретации изображенных данных, а уже потом шло объяснение: что же именно изображено, как эти данные получили, с помощью какого спутника, с помощью какого прибора.

Как Вы считаете, какие исследуемые параметры изображены на этих рисунках? Температура, течение, ватер, соленость или давление?

На верхнем рисунке приведены осреднённые за один месяц (май 2010 г.) данные о солёности, полученные SMOS, на нижнем – результаты измерений солёности с судов в тот же период.

Зачем нужно было измерять соленость моря с судов?

Лекция-презентация охватывала следующие, исследуемые дистанционными методами с помощью спутников, основные поля и явления Мирового океана:

— температура поверхности океана;

— солёность на поверхности океана;

— скорость и направление морского течения, морфологическая структура, динамика водных масс;

— аномалии поля уровня моря, колебания уровня моря;

— состояние поверхности моря, длина, высота и направление распространения волн;

— скорость и направление приводного ветра;

— цвет воды, концентрация хлорофилла фитопланктона, концентрация взвеси, биопродуктивность;

— распространение, положение кромки, толщина, возраст, сплоченность, скорость и направление дрейфа льдов и т.п.;

— формы рельефа дна мелководного шельфа, морфология дна Мирового океана;

— параметры мезо/мелкомасштабных явлений на морской поверхности.

Видимый диапазон спектра со спутника MODIS

ИК диапазон спектра со спутника MODIS

Микроволновый спектр со спутника AMSR2

По завершению лекции-презентации «Введение в спутниковую океанологию» школьники аплодисментами благодарили лектора и интересовались следующей возможностью поучаствовать в подобном мероприятии.